РИА ФедералПресс

«Пригодность принудительных работ как наказания можно проверить только на живых людях»

В России с 2017 года появится еще одна альтернатива лишению свободы – принудительные работы. Осужденный будет работать по трудовому договору в исправительном центре с правом на отпуск. При этом ему будет разрешено пользоваться интернетом, мобильным телефоном. Из зарплаты осужденного в пользу государства будет удерживаться пять-десять процентов. Такие осужденные не смогут употреблять алкоголь, играть в карточные игры. Чтобы покинуть территорию центра в нерабочее или в ночное время, они должны будут получить разрешение у администрации центра. О том, на какие подводные камни можно наткнуться при реализации данного нововведения, своим мнением поделился арбитражный юрист, глава Республиканского юридического общества Александр Хаминский:

«Принудительные работы – это один из видов уголовного наказания по действующему законодательству. Два раза законодатель откладывал дату начала применения принудительных работ, хотя соответствующие изменения были внесены в закон еще пять лет назад. Судя по размещению нормы о принудительных работах между статьей об ограничении свободы и статьей об аресте, законодатель считает такой вид наказания достаточно суровым, так как в главе 9 Уголовного кодекса нормы, посвященные определению конкретных наказаний, располагаются по мере увеличения тяжести наказаний.

Судье предоставляется право при вынесении решения заменить лишение свободы таким видом наказания, но лишь в том случае, если предполагается лишение свободы на срок не более пяти лет.

В действующих законодательных актах предусмотрены также такие виды наказания, как обязательные и исправительные работы. Специфика принудительных работ состоит в том, что осужденный пребывает в специальном исправительном центре, а возможность проживания отдельно в съемном или собственном жилье является видом поощрения. Принудительные работы оплачиваются, в отличие от обязательных, которые производятся в свободное время и заключаются в выполнении общественно полезных задач. Суть наказания заключается в привлечении осужденного к труду в организациях, определенных администрацией исправительных центров. Удерживается от пяти до двадцати процентов заработка осужденного.

Осужденные проживают и постоянно находятся в исправительных центрах. Если таковых нет в месте проживания осужденного гражданина, они направляются за счет государства в другой субъект РФ. Отбывающие наказание направляются на те работы, которые определены администрацией организации, где они трудятся, с учетом возраста, пола и, по возможности, специальности. Чтобы иметь возможность поселиться отдельно, нужно соблюдать все правила учреждения и отбыть не менее трети указанного судом срока.
Такая альтернатива лишению свободы выглядит максимально отвечающей задачам наказания, установленным в законодательстве. Однако по практическому применению принудительных работ, как вида наказания, по-прежнему остается масса вопросов.

Во-первых, не стоит забывать о том, что осужденные подпадают под действие трудового законодательства. Предполагается, что вопросами трудового оформления должны заниматься организации, где работают осужденные. Но кто будет контролировать правильность соблюдения ими норм законодательства? Известно, что осужденные и без того часто бывают существенно ограничены в правах, а представители администрации исправительного центра не наделены такими полномочиями и не имеют соответствующего опыта.

Во-вторых, каким именно образом сотрудники исправительных центров будут находить организации, где будут трудиться осужденные? Вряд ли появится сразу много желающих. А если и появятся – кто и на каких условиях будет производить их проверку и отбор?

В-третьих, на сегодняшний день в России создано всего 4 подобных центра вместимостью 900 человек. Совершенно очевидно, что этого явно недостаточно для реального применения данного вида наказания в масштабах страны. Да, новые исправительные центры могут быть созданы в виде изолированных участков при исправительных учреждениях, но для этого нужно соблюсти определенный порядок, выделить недвижимое имущество, что при переполненности исправительных учреждений представляет значительные сложности. Не получится ли так, что этот вид наказания станет доступен исключительно для «привилегированных» нарушителей закона?

Основные проблемы применения такого вида наказания на практике очевидны уже сегодня. Сложность возникнет не только при обеспечении осужденных работой, но и при организации надзора за ними на рабочих местах. Традиционно сильно предубеждение граждан в отношении осужденных, что может получить дополнительным препятствием при организации «принудительных» рабочих мест.

В связи с этим сам собой напрашивается вывод о том, что наиболее целесообразным будет привлекать предпринимателей для выполнения государственных заказов по социально-значимым категориям товаров. А уж они, в свою очередь, будут обеспечивать работой лиц, осужденных к принудительным работам, а также обеспечивать необходимые условия для исполнения наказания в такой форме. Но будет ли рад этому бизнес?

И самое главное. Срок наказания в виде принудительных работ составляет от двух месяцев до пяти лет. Судье доверяется определять наказание, исходя из своего внутреннего убеждения. Однако предполагаемый законодателем эффект нововведения будет достигнут только в том случае, если судья будет принимать решение с учетом тяжести преступления и значимости сопутствующих обстоятельств, а не чисто механически.

Это касается и самого факта замены лишения свободы принудительными работами. Думается, что необходимо обязать судей указывать в приговоре, по какой причине выбран конкретный срок и с учетом каких обстоятельств, чтобы верхний предел не служил единственным ориентиром.

Так что пригодность принудительных работ для обеспечения достижения ключевой цели наказания – исправления может быть выявлена только при их практическом применении. На живых людях».