Klerk.ru

Очередные «налоговые страшилки»

Александр Хаминский, арбитражный юрист

На минувшей неделе обсуждалась идея введения правительственного контроля за крупными расходами населения. СМИ дружно разразились обвинениями государства в попытках заглянуть в кошельки граждан, а последние – буквально взорвали соцсети своим возмущением.

Налоговый кодекс РФ в редакции 1999 года однажды уже вводил презумпцию виновности граждан, чьи расходы превышали доходы. Купил что-то – доказывай, на какие такие барыши «весь этот банкет».

Здравый смысл возобладал в 2003 году, когда статьи, связанные с налоговым контролем за расходами физического лица и процедурами, проводимыми организациями или уполномоченными лицами в данной связи, утратили силу. Неужели мы теперь собираемся снова вернуться в 1999?

Налоги считаются установленными, если определены основные элементы налогообложения: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты и другие. Соответственно, чтобы вводить какие-либо новации, необходимо внести изменения в НК РФ, которые определят порядок пересмотра многих положений о налоге на доходы физических лиц. Вместе с тем, важно понимать, что введение нормы, согласно которой гражданин будет обязан подтверждать свое право на расходы документально, антиконституционно.

Существуют закрепленные в Налоговом кодексе сроки проведения налоговых проверок, составляющие 3 года, предшествующие году проведения проверки. Это норма процессуальная, соответственно, меняй, не меняй ее, действовать она будет лишь с момента введения (с того же 1 января 2017 года) и обратной силы иметь не будет.

Следует учесть, что Федеральный закон о бухгалтерском учете не распространяется  на физических лиц. Поэтому требования к хранению оправдательных документов в течение срока, установленного этим законом, ни коим образом не распространяется на граждан.

Когда мы говорим о желании Правительства внести в законодательство те или иные изменения, предварительно надо бы посоветоваться с правоприменителем. И в данном случае это именно Минфин и ФНС, в ежедневном режиме занятые разъяснениями законодательства в данной сфере.

Кроме того, и в советские, и уже в российские времена налоговое законодательство подразумевало наличие оснований и видов доходов, с которых граждане не платят налоги. В принципе, чтобы обосновать свое право на отказ от документального подтверждения соответствия сегодняшних расходов вчерашним доходам, будет достаточно получить соответствующую консультацию у любого налогового специалиста.

Так что я уверен: какие бы благие цели для оздоровления региональных бюджетов ни преследовала правительственная инициатива, идея гос.контроля за крупными расходами населения на данном этапе мертворожденная. А средствам массовой информации далеко не всегда следует поднимать шум, не разобравшись вопросе. Люди ведь беспокоятся.